Контроль качества контента
Любой информационный продукт, независимо от вида его производства – газета, радио, телевидение, сетевое СМИ - должен соответствовать предъявляемым ему качественным критериям, таким как оперативность, достоверность, ясность и четкость изложения, достаточная фактурная наполненность, отсутствие неточностей и ошибок. Контроль над этим осуществляет служба выпуска издания. В газете и сетевом СМИ эти задачи и способы их решения идентичны – качество всей информации должно подвергаться контролю. Но главным отличием производственного процесса в традиционных – “бумажных” СМИ является необратимость и линейность процесса. То есть на определенном технологическом этапе заканчивается возможность внесения изменений в текст и внешний вид. Специфика же сетевого СМИ состоит в том, что в течение дня можно вносить исправления в новость либо уточнения в следующую версию этой новости по мере развития событий, совсем снять ее с ленты или при смене даты не помещать в архив. Таким образом, необратимость приобретает относительный характер.
Контроль формата
Заданный формат (графический модуль) в сетевом СМИ поддерживать и проще, и сложнее, чем в “бумажном”. Преимущество состоит в том, что в интернете нет формальных ограничений места и объема. Количество и объем информации может быть практически неограниченным, у нее в зависимости от графического модуля есть свое место. Различие состоит в том, что читатель охватывает глазами всю газетную полосу, посетитель сайта должен увидеть на экране нужную информацию, пользуясь которой, он примет решение о дальнейших действиях.
Проблема объема текста в интернете, как упоминалось выше, с технической стороны решается проще, чем в газете, вследствие “безразмерности” экрана. Но, как показывает практика, оптимальный строк сообщений – не более 60 строк (исключая документы и информацию на специализированных сайтах). Это связано со спецификой восприятия текста с экрана и другими параметрами, изучение которых представляет научный интерес.
Контроль графика
Электронное издание обновляется круглосуточно, в режиме оn-line (реального времени). Выражение “у on-line нет deadline” означает, что в сетевых изданиях нет понятия времени выпуска, его начала и окончания. Они обязаны отреагировать на событие моментально. И как следствие жесткой конкуренции в информационном поле, образуемом электронными СМИ, они используют способ парциальной подачи информации. С одной стороны, этим достигается значительная экономия времени и возможность оперативного реагирования, а главное – первоочередности. В сетевых СМИ возникают синтетические модификации информационного жанра - так называемая разработанная новость и on-line репортаж [Раскладкина М.К., 2001. – С. 163-164]. С другой стороны, с использованием этого метода отпадает необходимость подготовки полноценного фактурного материала, потому что основой информационной концепции деятельности интернет-СМИ становится сам процесс обновления новости.
По сути сетевое издание есть нечто среднее между ежедневной газетой и радио или ТВ. График интенсивности работы в отличие от “пикообразного” газетного представляет собой ровную линию, снижающуюся к концу дня.
Контроль внешнего вида
Интернет-издание в большей степени, чем газета, должно строго придерживаться разработанного графического модуля, поскольку этот процесс автоматизирован. Практически контроль внешнего вида сетевого издания сводится к манипулированию вниманием читателя путем перемещения новостей (по определенной схеме) с одного места на другое, добавлением и заменой в течение дня иллюстраций к текстам и заменой самих текстов, использованием привлекающих заголовков и анонсов.
Более подробно сходство и различие функций служб выпуска в сетевых и “бумажных” СМИ мы рассматривали на примере интернет-СМИ Gazeta.ru. [Раскладкина М.К., 2002; Раскладкина М.К., 2003].
Столь подробное обращение к технологическому процессу связано в первую очередь с упоминаемыми выше различиями в восприятии информации с бумажного и электронного носителя.
Якоб Нильсен, специалист по интернет-эргономике (webusability), пишет в своей работе “Как пользователи читают веб-страницы”: “Они не читают их. Люди редко внимательно читают веб-страницы. Вместо этого они просматривают страницу, выхватывая из нее отдельные слова и предложения. <…>
Следовательно, текст веб-страниц должен быть пригоден для быстрого просмотра. Добиться этого помогут следующие приемы:
выделение ключевых слов (одним из приемов, используемых для выделения, являются гиперссылки, можно также использовать вариации начертания символов, цвет и т.д.);
использование информативных (а не “броских”) подзаголовков;
маркированные списки;
выделение каждой мысли в отдельный абзац <…>;
использование принципа перевернутой пирамиды, при котором текст начинается с выводов;
как минимум в два раза меньший объем, чем обычно” [Нильсен Я. 2000].
Причины того, что пользователи не читают, а просматривают текст в интернете, состоят не только в том, что с экрана читать труднее, чем с бумаги, но и в том, что информация структурирована по принципу гипертекста, линейность восприятия нарушена, а объем доступной информации огромен.
Эти различия столь велики, что требуют совершенно иного подхода ко всем аспектам журналистского творчества в интернете. И главный вывод: информация, подготовленная для традиционного издания, не может быть автоматически размещена в сетевом.
Таким образом практика ведет к созданию технологии, предполагающей наличие сразу нескольких типов визуализации информации, то есть в прямом смысле “мульти-медиа”. Это означает, что редакция готовит контент не для определенного СМИ, а для различных носителей – газеты, сайта, теле- и радиоэфира – в соответствии с графиком выпуска. Причем подготовкой контента для каждого из носителей должна заниматься своя отдельная служба выпуска (поддержки), а редакция остается единой. Контент в каждом конкретном носителе должен быть адаптирован под его специфику и организован в соответствии с ней.
Такая модель уже реализуется в газете Orlando Sentinel (Флорида) – ее сотрудники становятся универсалами после заключения ряда альянсов с теле-, радио- и интернет- компаниями. Репортер Orlando Sentinel может получить задание подготовить краткую заметку в онлайновую службу, радио- или телерепортаж, рассказывающий о развитии этого события, – к 12 часам и подробный материал для газеты – к 17 часам [Профессия – журналист, 2001. – С.50].
Более тесное взаимовлияние и взаимопроникновение сетевых и традиционных СМИ прогнозировал еще пять лет назад Е. Горный. “Сегодня невозможно представить себе ни одного крупного СМИ, будь то информационное агентство, газета, радиостанция или телевизионный канал, без своего представительства в интернете. При зрелом подходе владельцев такое представительство очень скоро перерастает функции “информационного сайта”, содержащего лишь общие сведения о СМИ и образцы производимой им инфопродукции, и становится самоценным информационным ресурсом, в некоторых отношениях превосходящим “оригинал”… Они выполняют одну и ту же функцию, и их значимость в общественном сознании неуклонно сближается” [Горный Е., 1999].
Субъективную сторону творчества “сетевого” журналиста характеризует А. Акопов. “Бесспорно, сетевое издание, как и сетевая публикация, отличается от печатных аналогов… Писать для сетевого издания, конечно, не одно и то же, что для печатного. Это отличие касается ощущений, возникающих у пишущего. Автор сетевой публикации ощущает непосредственную связь с читателем, как если бы он не писал, а говорил присутствующему слушателю. Между ними нет ни расстояния, ни редактора, ни издательства, ни типографии. Коммуникация происходит практически в режиме реального времени, что, естественно, меняет стиль и характер изложения. Эти же ощущения у читателя. Когда он находится на связи, впечатление от читаемого текста совсем другое, чем от этого же текста, напечатанного в полученном по почте или купленном в киоске журнале или газете. <…> Поэтому в сетевом издании легко встретить (и отличить) оффлайновую публикацию, но вот сетевую (по всем ее признакам) в бумажном издании представить трудно!” [Акопов А.И., 2000].
Высочайшая конкуренция в мире СМИ требует от журналиста четкого осознания своей роли, определенных знаний специфики производимого информационного продукта, определенных умений и навыков. Потребностям времени отвечает введение специализации по интернет-журналистике во многих вузах, в частности МГУ им. М. Ломоносова, переподготовку по этой специальности, дополнительные курсы, входящие в планы факультетов журналистики университетов Киева, Ростова-на-Дону, Ставрополя. В число дисциплин учебного плана включаются: история интернет-журналистики в России; работа с онлайновыми источниками информации; проверка и обработка онлайн-материалов; интернет как среда социальных исследований; онлайн- и офлайн-взаимодействие сред работы; онлайн-журналистика — специфика и методы работы с текстом; редакторская работа онлайн; взаимодействие автора с читателем.
Мы рассмотрели лишь некоторые технологические аспекты деятельности журналиста в эпоху новых медиа. Пристальному вниманию российских и зарубежных исследователей в настоящее время подвергается сама сущность журналистики постмодерна, изменение ее функций, роли во взаимодействии средств массовой информации и коммуникации с окружающим миром и многие другие аспекты.
Е. Корнилов определяет интернет как явление глобальной журналистики, придающей общемировой характер информационным процессам. Глобальная журналистика – печатная и электронная – создает мировое информационное пространство, что имеет громадное значение для развития человечества, как положительное (оперативное распространение информации, просвещение аудитории, ознакомление с достижениями культуры, техники, науки и т. д.), так и отрицательное (информационно богатые страны, обладающие глобальными системами, становятся еще богаче, информационно бедные – еще бедней). “Глобальные издания могут способствовать насаждения и утверждению жизненных ценностей и стандартов колонизаторского характера, унификации сознания, нивелированию этнических, национальных и культурных особенностей стран и народов. <…> Газеты и журналы, функционирующие в “Интернете”, позволяют бесконтрольно со стороны общественности распространять любые, в том числе фальсифицированные факты, присваивать чужую информацию и. т. д.” [Корнилов Е.А., 2001. – С. 70-71] . Но нельзя не согласиться с утверждением, что создание глобальной журналистики как одной из важнейших социокультурных моделей является объективной реальностью, результатом развития цивилизации, интернационализации культуры.
АННОТАЦИЯ
Пристальному вниманию российских и зарубежных исследователей в настоящее время подвергается сущность журналистики постмодерна, изменение ее функций, роли во взаимодействии средств массовой информации и коммуникации с окружающим миром. Интернет-журналистика, журналистика электронных сетей – феномен, вошедший в практику с развитием Интернета как нового коммуникационного канала. Отличия в процессе журналистского творчества и технологии производства информации для новой информационной среды столь велики, что требуют совершенно иного подхода ко всем аспектам деятельности журналиста.
Интернет как информационная среда и особенности работы журналиста в эпоху новых медиа
М.К. Раскладкина
кафедра истории и теории журналистики
Ставропольский государственный университет,
Ставропольская правда, отдел Интернет-проектов,
Ставрополь, Россия
marina@stapravda.ru